ГАРМОНИЗИРУЮЩИЙ КОНТЕКСТУАЛИЗМ. НОВЫЕ РАБОТЫ «СЕНАБ ПРОЕКТА»

 
 
 
   

Общая черта двух построек, о которых мы хотим здесь рассказать — продуманный недемонстративный минимализм, бросающийся в глаза при сравнении с ближайшими соседями, зданиями, построенными чуть раньше и привлекшими к себе гораздо большее внимание. Никакой априорной идеологии, уверяют авторы, в их работе заложено не было ~ особенности проектного решения определялись не заданными схемами, а конкретной ситуацией.

ОФИСНО-ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР «СРЕТЕНКА, 17/3»

Официальный адрес не должен вводить в заблуждение: это здание размещено во внутрик-вартальном пространстве между Последним и Большим Головиным переулками. Наиболее репрезентативный вид на него со стороны улицы раскрывается с юго-востока. Справа от бизнес-центра находится дом А.А.Кирьякова -особняк XVIII века, ныне — отделение Сбербанка, слева — реконструированный памятник модерна, вместивший в себя гостиницу «Сретенская». Фасад нового комплекса сочетает гладкую каменную стену и возвышающийся над ней остекленный объем. С почтенными соседями объект увязан по высоте, абрису кровли, колористике, а также ритмикой членений. Ансамбль объединяет артефакты трех эпох, каждая из которых представляет сама себя четко и артикулированно.

С первого взгляда компоновка обращенных к Сретенке сдвоенных оконных проемов бизнес-центра может показаться излишне суховатой, но если оглянуться по сторонам, нетрудно заметить, что именно так структурированы ризалиты расположенной на противоположной стороне улицы предвоенной школы. Повтор вроде бы незаметных деталей работает на дос-тижение подсознательного эффекта общей гармонии в восприятии городской среды. До-зированное обилие стекла в решении бизнес-центра — контекстуальная необходимость: москвоведы, писавшие о Сретенке, не раз отмечали что окон-витрин в округе многовато. В комплексе застройки Последнего переулка сенабовская постройка стала самым высоким элементом уступчатой композиции из нескольких примыкающих друг к другу каменных объ-емов. Козырек над северным входом в бизнес-центр композиционно согласован с элементами мелкого членения фасада расположенного напротив театра «Школа драматического искусства». Фактура облицовки здания – мелкие прямоугольные каменные блоки — воспринимается в унисон и с деталировкой отделки стен и пилонов нового театра, и с декоративным рустом «пожилых» соседей. Примыкающий с северо-запада неоклассицистический памятник начала XX века зрительно объединен с бизнес-центром благодаря цвету удачно выбранного «Сенабом» облицовочного камня. При подходе к зданию с северо-востока (от Сретенки) его общий облик оказывается уже совершенно иным. Благодаря четкому визуальному выявлению накладного характера каменной облицовки северной части восточного фасада и диагональному размещению оконных проемов оно становится зрительно легким и далеким от всякой официальности. Симметрия и асимметричность здесь сочетаются достаточно причудливо — этот дом явно предназначен не только для рутинной повседневной работы, но и для генерирования нестандартных бизнес-ходов. По мере приближения к его обширному двору все возвращается на свои места — комплекс вновь становится весьма весомым и внушительным, начинает напоминать статусный НИИ и обретает, заодно, еще очень важное свойство — укорененность в почве, точнее — в градостроительной ткани старого московского квартала. Двор огорожен декоративной решеткой в стиле ретро и «старинными» фонарями, подлинный флигель родового гнезда богатых негоциантов давно минувших лет - его неотъемлемая составная часть, массивная зеркальная стена отражает все — и репрезентативные фасады прошлых веков, и бу-дущее наследие наших современников. Часть сенабовского комплекса со стороны Большого Головина переулка к бизнес-центру «Сретенка, 17/3» по документам уже не относится: она перешла в руки еще не открывшейся ведомственной поликлиники. Угол переулка — единственная точка, с которой все здание прочитывается как единое целое. Дом Кирьякова и новостройка обращены друг к другу через широкий двор и вполне сопоставимы по степени «благородной простоты». Не менее интересны взаимоотношения бизнес-центра с окружением, представляющим обычную рядовую историческую застройку. Хорошо просматривающийся отсюда эклектический доходный дом на северной стороне Последнего переулка зрительно сливается с новым ансамблем и воспринимается как его боковое крыло. Еще одно здание второй половины XIX века (Большой Головин пер., 25) слито с этим комплексом буквально, образуя с примыкающей его частью выразительную трехобъемную композицию. Соседство двух разновысотных глухих западных стен с двумя разнохарактерными южными фасадами производит несколько гротескный постмодернистский эффект и добавляет к образу сретенских закоулков яркие краски. Чтобы увидеть, насколько органично вписалась в панораму старых домов верхняя часть комплекса, достаточно обойти его с запада. А возвращаясь обратно к Сретенке, невозможно не заметить продуманную проектную увязку фасада будущей ведомственной поликлиники с конструктивистским зданием напротив. В заключение — несколько слов о планировочной структуре комплекса. Ее основная особенность — максимальное развитие внутреннего пространства в сторону обоих переулков и двора. Все вертикальные коммуникации вынесены в единый блок вдоль глухой стены, интерьер в максимальной степени открыт для трансформаций. Проезд к зданию обеспечен с двух сторон, въезд на подземную автостоянку организован со стороны Последнего переулка.

ЖИЛОЕ ЗДАНИЕ С ОФИСАМИ И ПОДЗЕМНОЙ АВТОСТОЯНКОЙ НА НОВОСУЩЕВСКОЙ УЛ., 17

«Рядовой жилой дом - тем и симпатичен» -именно так характеризует данное произведение своего авторского коллектива руководитель бюро Д. Прокофьев. Да, речь идет о преимущественно жилой постройке класса «Б», тридцать процентов квартир в которой используется по социальному назначению, внешне почти совершенно обычной. И это «почти» здесь самое главное. Символом здания мог бы стать треугольник с двумя сильно вытянутыми гранями, соединяющимися под острым углом _ он использован при конструировании сразу нескольких элементов объемной структуры. По утверждению руководителя «Сенаба», выбор главного пластического мотива проекта подсказала сама планировочная конфигурация Новосущевской улицы. Но дело здесь, похоже, не только в расширении и сужении уличной трассы. Совсем неподалеку от нововыстроенного дома находится знаменитый Бахметевский гараж, так что искать образ «гения места» долго не приходится — незримое присутствие Константина Мельникова здесь просто не могло не материализоваться. Есть в округе и другая известная достопримечательность - бывший частный детский сад «Сеттлмент» в Вадковском переулке, возведенный в 1907 году архитектором модерна А.Зеленко, памятник, идейно близкий творческому методу «Сенаба» прежде всего выразительностью деталей. Треугольные в плане остекленные эркеры нового здания на Новосущевской - явные родственники сеттлментовских асимметричных оконных проемов. Третья постройка, без которой район, о котором идет речь, уже почти непредставим — ближайший сосед нашего «рядового дома», построенный всего лишь годом раньше бизнес-центр «Новосущевский». А еще здесь совсем рядом — грандиозный комплекс зданий МИИТа, немало и типовых многоэтажек позднесоветского времени. Свести все это многообразие к общему знаменателю довольно сложно, очевидны только общий крупный масштаб застройки и наличие перспектив постепенного обновления. Проектирование сенабовского здания и яркого, динамичного бизнес-центра близ Сущевского вала шло параллельно. Два творческих коллектива решали взаимосвязанные задачи — создания нового выразительного акцента в несколько монотонной застройке вокруг Третьего кольца и последующего переформатирования контекста радиальной улицы. Подхватывая мельниковские мотивы, уже прозвучавшие при появлении импозантного соседа, авторы жилого здания сделали все, чтобы их детище смогло найти общий язык и с серыми громадами сталинских институтских корпусов, и с остальным достаточно разномастным окружением. При обозрении с перекрестка Новосущевской улицы и Новосущевского переулка се-набовский дом и бизнес-центр смотрятся как единая композиция/впечатляющая экспрессией многогранных объемов и контрастностью фактуры их отделки. Первый этаж, предназначенный под офисы или магазины, расширен довольно значительным пространственным выступом под фирменным острым углом к линии стены, зрительно акцентированным плоскостью его перек-рытия. Появление в структуре здания этого пониженного объема соответствует аналогичному, хотя и внешне более эффектному композиционному строению «Новосущевского». То же проектное решение позволило создать масштабную связку с расположенным напротив Домом спорта МИИТ, сверкающим по вечерам огромными окнами. Если взглянуть на оба здания со стороны Новосущевского переулка, легко обнаружить еще одну объединяющую их деталь — и здесь, и там фасадные стены выступают над плоской кровлей.

Дом, который построил «Сенаб», ни с кем не спорит и никому себя не противопоставляет — напротив, его дымчатые эркеры, напоминающие о постконструктивизме 1930-х годов, побуждают внимательнее всмотреться в облик миитовских «гегемонов», занимающих значительную часть противоположной стороны улицы. Рядом с «Новосущевским» он явно наследует авангардную традицию. По мере продвижения по Минаевскому переулку в сторону двора остекленные плоскости на его фасадах умножаются в количестве, но явно превращаются в накладной декор. Образ дома снова оказывается, по сути, традиционным — и этот умиротворяющий эффект дополняется такими же, как и на Сретенке, фонарями «под старину» у края самой обычной гостевой автостоянки, а конфигурация внутреннего угла Г-образного комплекса наряду с эркерами и ризалитами заставляет вспомнить давно обжитые дворы допанельной эпохи. Двор подчеркнуто рядовой, но тем более заметны такие неброские штрихи в его образе, как подвесные козырьки над подъездами и газон в форме знакового для этого дома удлиненного треугольника.

Общая планировочная структура здания обусловлена исторически сложившейся геометрией квартала. Подъезды жилой части находятся во дворе, все 130 квартир имеют двухстроннюю ориентацию и обеспечены остекленными балконами, часть квартир расширена благодаря эркерам. Жильцы двух верхних этажей имеют техническую возможность устройства камина, из двух квартиры 11-го этажа можно выйти на эксплуатируемую кровлю-террасу. Подземная автостоянка размещена непосредственно под домом.